Психология фирменного стиля

Анастасия Егорова

1

Конкурентная борьба между компаниями требует максимальной концентрации усилий в борьбе за клиентов. Для успешного противостояния конкурентам, необходимо иметь «свое лицо», т.е. помочь потребителям распознать ваш товар или услуги среди тысяч сходных предложений. И здесь на помощь приходит фирменный стиль.

В большинстве развитых стран успешное ведение бизнеса без фирменного стиля сегодня невозможно. Однако в России, по русской традиции, имеется свое видение данного вопроса. Основная масса российских компаний, основанных после развала СССР, не только не имели уникального фирменного стиля – у них не было даже логотипа. Роль фирменного знака выполняли эмблемки, заимствованные из клипартов графических редакторов. Сегодня подобная компания вряд ли вызовет доверие у потребителей.

После краха большинства компаний, нацеленных на быстрое нелегальное или полулегальное обогащение, уцелевшие обратили свой взор на развитые страны, где цивилизованный бизнес существует уже много десятилетий а то и веков. Конечно, единого рецепта для успешного ведения бизнеса не существует, однако есть то, что объединяет все известные сильные мировые компании – создание положительного имиджа в глазах потребителя, важнейшую роль в котором играет фирменный стиль. В последнее десятилетие в России все больший интерес со стороны как коммерческих, так и государственных организаций проявляется к фирменному стилю. Так сложилось изначально, что фирменный стиль всегда считался прерогативой дизайнеров, художников и полиграфистов. В противоположность российскому рынку на Западе разработке фирменного стиля уделяется внимание на протяжении нескольких десятков лет, причем в этом процессе помимо дизайнеров принимают участие аналитики, маркетологи и психологи. Очень распространенным методом, используемым в работе над фирменным стилем в целом или над стилем конкретного брэнда, являются так называемые “фокус-группы”, цель которых выяснить мысли, ощущения и чувства, которые вызывает сам продукт или его реклама. Работа ведется как среди самих изготовителей, так и среди потенциальных потребителей путем опросов и тестирования групп добровольцев. Обработка полученных результатов позволяет создать оптимальный вариант решения, выраженный в цвете, абрисе, форме, согласуясь со временем и местом размещения данного брэнда. А если речь идет о стиле фирмы вообще, то учитываются и планируемые темпы ее развития и позиционирование в определенном секторе рынка и многие другие факторы.

В связи с этим становится актуальным вопрос о том, что такое фирменный стиль вообще, в широком понимании и каково его влияние на деятельность фирмы в целом, на психологическую обстановку в коллективе и каков механизм его воздействия на психику человека. Знание такого механизма позволяет определить, какие элементы фирменного стиля будут “работать” положительно, какие отрицательно, какие являются нейтральным балластом. Фирменный стиль – это всегда заявление о себе в социуме. Он относится не только к фирме, но и к индивидуальной деятельности. Благодаря фирменному стилю узнают человека, или группу людей, их работу, их позиционирование в жизни и бизнесе.

Фирменный стиль – это своего рода постоянно работающая реклама. Это отражение сути или внутреннего содержания во внешнем мире.

Но, к сожалению, к такому важному вопросу, как разработка фирменного стиля в России, зачастую подходят формально. При этом заказчик часто плохо представляет, каков должен быть результат, и полностью полагается на дизайнера. А дизайнер, зачастую, старается выразить в своей работе себя, а вовсе не заказчика и не его вид деятельности. В результате получается продукт, который может быть выполнен с высоким художественным вкусом и качеством, но не будет иметь практической ценности для заказчика, т.е. не будет работать на его бизнес. И примеров тому очень и очень много. Есть такая поговорка: “Как вы лодку назовете, так она и поплывет”. Это выражение в большей степени, как ни к чему другому относится к разработке фирменного стиля, который намного шире, чем его принято обычно считать.

Давайте сначала остановимся на том, что включает в себя фирменный стиль как таковой. Среди фирменных знаков различают: собственно знак, символ, иероглиф, пиктограмму, эмблему и логотип.

Исторически первым появился знак. Даже при отсутствии фирмы или организации, у кустаря-одиночки, производящего какое-либо изделие, часто было личное клеймо, по которому узнавали продукт его труда.

Знак – это максимально упрощенная форма, концентрированное выражение информации. Как правило, знак был призван сохранять форму и содержание прототипа. Символ – более абстрактная форма, сохраняющая только формальный признак прототипа. Цветовое решение здесь не всегда обязательно.

Иероглиф – часто несет несколько сообщений о развитии события. Например, египетский иероглиф “энкх”, обозначающий “жизнь”, состоит из трех частей: “земля”, “человек” и “солнце”. То же самое относится и к китайским или японским иероглифам.

Пиктограмма – это нечто среднее между знаком и иероглифом. В пиктограмме также возможно изображение действия, развития.

Эмблема – это уже элемент декора, украшение, в котором используются несущие информацию знаки (узоры ковров, керамических изделий и т.п.).

Логотип – это сочетание знака и слова.

В фирменном стиле следует различать главные элементы и носители.

Однако в настоящее время на российском рынке многие организации используют из этого обширного набора всего лишь логотип, реже слоган, а носителями выбираются, как правило, рекламные материалы, бланки, визитные карточки и упаковка, то есть полиграфическая продукция.

С древнейших времен человека сопровождают различные символы, с их помощью он пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастаются до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями. В течение тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Многие символы наделены не одним, а множеством значений, так как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку. Они вобрали в себя как древнейшие, так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать. Символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению. Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр и живопись, но также в политике и рекламе.

Работая над созданием фирменного стиля, необходимо учитывать то, какое воздействие на мозг производит та или иная форма, цвет, слово. С этой точки зрения необходимо рассмотреть, как происходит восприятие образов.

В биологических исследованиях 70-90 гг. показано, что, начиная с вирусов и кончая человеческим организмом всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. Учение пифагорейцев о гармонических соотношениях нашло широкое применение в античной архитектуре и скульптуре. О способности зрительного анализатора человека выделять объекты, построенные по алгоритму Золотого Сечения, как красивые, привлекательные и гармоничные, известно давно. Золотое Сечение дает ощущение наиболее совершенного единого целого. Формат 40 книг беллетристики соответствует Золотому Сечению. Оно выбирается для окон, живописных полотен и конвертов, марок, визиток.

Таким образом, фирменный стиль влияет на жизнедеятельность организации положительно, если он создан в соответствии с правилами психологического дизайна и универсальным законом Золотого Сечения, в противном случае он либо не влияет, либо может привнести дисбаланс во многие сферы работы фирмы.